Игра: как слова и действия приобретают смысл
Почему слово «собака» имеет смысл? Если вы говорите другу «собака», как он понимает вас?
Философ Канзасского государственного университета Эллиотт Вагнер задался решением такого рода вопросов в своем последнем исследовании, которое фокусируется на философских вопросах о семантическом смысле. Вагнер и другие исследователи используют теорию игр для анализа связи — как слово приобретает смысл.
«Если я заказываю в кафе капучино, я не думаю о том, почему мой язык произносит именно это слово, — сказал Вагнер. — Такого рода исследования позволяют понять обыденные вещи в нашем мире».
Последняя работа философов опубликована в научном журнале «Труды Национальной академии наук». «Это редкий случай, когда результаты исследования в области философии появляются в научном журнале», — сказал Вагнер. В соавторстве с ним трудились философы Симон Хаттеггер и Брайан Скайрмис из Калифорнийского университета в Ирвине и математик Пьер Таррес из Тулузского университета во Франции.
Они использовали эволюционные модели теории игр, чтобы понять, как слова и действия приобретают смысл через естественные процессы, будь то биологическая эволюция, социальное обучение или другие адаптивные процессы.
Теория игр представляет собой раздел математики, который создает математические абстракции социального взаимодействия и коммуникации. Связь включает в себя два агента: отправителя и получателя. Отправитель сообщается с получателем посредством знаков или сигналов, а получатель принимает их к действию. Это взаимодействие называется сигнальная игра.
Исследователи использовали сигнальные игры для изучения информационных потоков в мире природы, которые прослеживаются на всех уровнях биологической организации. Например, бактерии рода Псевдомонас общаются с помощью химических сигналов для атаки иммунной системы человека. Обезьяны используют звуки, чтобы разговаривать друг с другом. Павлин с помощью размера хвоста демонстрирует свою привлекательность перед самками. Люди используют жесты и язык для общения.
Хотя эти типы моделей существовали с 1970-х годов, Вагнер и его сотрудники, изучая динамику сигнальных игр, учли эволюцию и индивидуальное обучение, чтобы опровергнуть мнение о предыдущих моделях.
С помощью этих моделей, исследователи начинали сигнальную игру с сообщения отправителя, которое заранее не имело никакого определенного смысла. Поскольку система сигналов развивается, сообщение отправителя отражает состояние мира, и получатель реагирует таким образом, который подходит для этого состояния.
«В рамках данного процесса произвольный сигнал без предварительно построенного смысла что-то означает, — сказал Вагнер. — Похоже, что значение слова почти магическим образом возникает из естественного процесса».
Если исследователям удастся доказать, что так происходит в самых различных моделях, то они смогут объяснить, как слово или действие обретает смысл.
«Я думаю, что результаты исследования заставят нас задуматься над тем, что мы привыкли считать само собой разумеющимся», — заключил Вагнер.